Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. (продолжение)
Пишет Максуд
XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ
М.В.Хализов
Чтения,посвященные дням славянской письменности и культуры.Материалы региональной научной конференции Чебоксары,20-21 мая 2000 г.
Памятный знак в честь XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Генплан территории XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки (Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Путеводитель. – СПб, б.г.)
Всероссийские выставки — одно из интереснейших явлений XIX в. Выставки имели очень большое значение для российской промышленности. торговли и культуры, так как на них представлялись образцы промышленного производства со всей России (а на выставке 1896 г. — и предметы искусства) ;выставки служили местом встреч для фабрикантов и купцов, на них присутствовали представители отечественной науки и культуры, да и вообще известные люди. В дореформенное время таких выставок было проведено 12 (1829, 1831, 1833, 1835, 1839, 1843. 1845, 1849. 1853, 1857, 1861).
С 1848 г. правительство распорядилось проводить выставки регулярно через чегыре года на пятый — в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. С отмены крепостного права, в условиях быстрого развития капитализма Всероссийские выставки организуются хоть и реже, но с большим размахом (1865, 1870, 1882, 1896). Таким образом, до 1917 г. в России был накоплен уникальный опыт устройства такого рода выставок. Данный вопрос имеет очень большое значение в современных условиях, когда проведение таких выставок, как Давосская оказывает огромное влияние на современный промышленный, культурный и финансовый мир.
Организация всероссийских выставок в России была одним из способов обеспечения роста отечественной промышленности и торговли. На основании правил об этих выставках, вошедших в устав промышленности, на них принимались изделия всех видов,производимье фабрикантами и ремесленниками. а на выставке в Варшаве допускались и предметы земледельческого труда.Не принимались предметы наук и художеств, а также изображения,имеющие чисто теоретическое значение; неудобоприменимые к промышленности предметы ручного производства,как-то: платья, кухонные и косметические изделия,предметы, представлявшие опасность самовозгорания, и громоздкие. Все представленные экспонаты могли быть куплены, но только после окончания выставки.
Нижний Новгород был четвертым в России городом (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы), которому выпала честь представлять всероссийские выставки. Важным отличием выставки в Нижнем Новгороде было то что впервые на нее были допущены предметы искусства, занимавшие порой целые павильоны .Это делало выставку не просто местом показа достижений российской промышленности, как это предполагалось,а демонстрировало достижени культуры России конца ХIХ в. Таким образом, выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде являлась одним из важнейших событий культурной жизни России конца ХIХ в.
Иннициатива проведения выставки исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и нижегородскому купечеству "высочайшей воли" императора Александра III 13 августа 1893 г. В Нижний Новгород прибыл министр финансов С. Ю. Витте, назвавший себя «царским почтальоном». После его поездки, в октябре того же года, правительством было утверждено положение о выставке и утверждена для заведования ее устройством Особая комиссия. Председателем ее был назначен С. Ю. Витте, вице-председателем - директор департамента торговли и мануфактур В.И.Ковалевский, генеральным комиссаром - член совета министерства финансов В. И. Тимирязев.
Для непосредственного руководства устройством выставки был создан Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н. М. Баранова, до этого 10 лет занимавшегося вплотную обустройством Нижегородской ярмарки (в дальнейшем постепенно к ней охладевает и единственной его страстью становится подготовка выставки).
В состав Нижегородского распорядительного комитета вошло руководство города - городской голова барон Д. Н. Дельвиг - и ярмарки - председатель Ярмарочного комитета Савва Тимофеевич Морозов, а также известные нижегородские предприниматели - миллионеры Бугров и Башкиров (ХVI Всероссийская…, c.5-6).
К открытию выставки был приурочен пуск через территорию трамвайного сообщения,а также проведено в выставочном комплексе электрическое освещение.
Нижегородская выставка занимала общую площадь 77 кв. десятин или более 80 гектаров, что было больше выставки в Париже I889 года и в 3 раза больше предшествующей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве. Таким образом, Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде по праву может считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России.
Выставка была призвана подвести итоги развития экономики страны и дать толчок дальнейшему ее развитию, а также продемонстрировать достижения российской промьшленности с целью получения новых внешних займов и заключения торговых договоров.
Всего на выставке было представлено 19 тематических разделов: Сельское хозяйство, Коннозаводство и коневодство, Домашние животные, Садоводство, Плодоводство и огородничество, Охотничьи, пушные и рыбные промыслы, Лесное хозяйство, Горное дело и металлургия, Мануфактурный, Фабрично-ремесленный, Художественно-промышленный (этот отдел появился на выставке впервые, в отведенном ему павильоне было представлено 208 экспонатов Виленской народной рисовальной школы, Императорского общества поощрения художеств, художественно-промышленной рисовальной школы в Санкт-Петербурге, Строгановского центрального училища технического рисования в Москве; резные изделия, гончарные фарфоровые, металлические с росписью,майолика, чеканка, литье, декоративная живопись, мозаика, ювелирные изделия), Кустарные промыслы, Машинный, Сибирь и торговля России с Китаем и Японией, Средняя Азия и торговля России с Персией, Военный, Военно-морской, Строительное и инженерное дело, Морское и речное судоходство, Художественный (самый крупный павильон площадью 1500 кв.саженей; было представлено около 300 произведений графики, скульптуры и архитектуры, всего в Художественном отделе экспонировались 224 живописные работы масляными красками, 48 графических, 20 скульптурных и 3 архитектурных проекта.
В правом зале вдоль стен располагались архитектура, произведения русских акварелистов, а посередине - общество санкт-петербургских художников; весь центр левого зала занимали передвижники: Репин, Суриков, Маковский, Мясоедов, Шишкин, Левитан),Народное образование, Охранение народного здоровья, благотворительность подача помощи страждушим и спасение на водах(демонстрировались организация, методика кредитования классных и внеклассных занятий, воспитательной работы, физической подготовки в низшем образовании, применение их в среднем и высшем образовании, далее экспонировались высшие технические и промышленные учебные заведения Министерства народного просвещения, а также коммерческие и промышленные училища Министерства финансов), Крайний Север.
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. была последней в ряду всероссийских выставок и самой грандиозной по своему размаху. Выставка продемонстрировала успехи России за последние 14 лет после XV выставки 1882 года в Москве во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, которые были результатом завершающегося промышленного переворота и начавшегося на его основе l 893 года небывалого промышленного подъема.
Все экспонаты выставки подвергались экспертизе, кроме Художественного отдела и предметов, представленных Кабинетом Его Императорского Величества и подотделом Императорского общества спасания на водах С этой целью по каждому отделу и подотделу были организованы экспертные комиссии, состоящие из ученых, инженеров и просто практиков.
Ярмарка 1896 года сразу после своего открытия приняла внешний вид оживления ввиду значительного количества выставочных посетителей, которые считали своим долгом заглянуть и на знаменитую Ярмарку. Правда, большинство из них считало нужным отдать должное в основном развлекательной стороне ярмарочной жизни, хотя увеселений с пресловутыми женскими хорами было значительное количество и на самой выставке, точнее, за ее оградой, в квартале гостиниц, ресторанов, кафе и прочего.
Благодаря этим же случайным посетителям на ярмарке началась даже розничная торговля, но деловая часть ярмарки, как обычно, проходила в последних числах июля - начале августа. Как продолжение цепи послаблений был и срок открытия гостиниц и ресторанов - с 18 мая ( 1 июня). Вообще, по сообщению А. П. Мельникова, "в выставочный год ярмарка была веселая, кутежная, кутили и в выставочных гостиницах… и в ярмарочных ресторанах ", для рестораторов был "хороший год" (А.П. Мельников, 1993. с. 215 - 216). Наряду с обычными посетителями на выставке находилось множество знаменитостей.
Кроме царской фамилии присутствовали почти все министры, послы иностранных держав, вице-король Китая, дипломатический корпус, двор, три генерал-губернатора и множество знати.
Тем не менее в работе выставки были свои отрицательные стороны. Несмотря на великолепную организацию, на все усилия по подготовке выставки, на затраченный на нее труд и средства, выставка, по выражению А. П. Мельникова, оставила после себя оттенок неудовлетворенности. По его мнению, она пустовала и ею мало интересовались (видимо, имелось в виду, что подобным проектом могли интересоваться гораздо больше).
Некоторые усматривали в этом полуосознанный бойкот правительственного начинания, заставившего население России оглядываться на достижения прошлых лет, тогда как общество жаждало обновления. Только в самом начале на выставке было довольно большое количество посетителей. Всего выставку посетило около 900 тыс. человек. Подобный наплыв посетителей объясняется также поощрением к посещению выставки учащихися различных учреждений. При этом давалось право бесплатного входа на выставку, проезда по железной дороге, проживания при учебных заведениях Нижнего Новгорода.
Таким образом, в культурной жизни Нижнего Новгорода лето 1896 года было уникальным временем. Прошедшая выставка была событием ие только городского, но и всероссийского масштаба, демонстрирующим срез русской культуры во всех ее проявлениях. Без сомнения, проведение в Нижнем Новгороде XVl Всероссийской промышленной и художественной выставки способствовало укреплению статуса города не только как "кармана России", но и как важного культурного российского центра.
Кроме того, выставка 1896 г., став смотром достижений Нижегородского края в области экономики и культуры, дала значительный импульс к дальнейшему их развитию. Это прежде всего выразилось в росте нижегородской фабрично-заводской и особенно кустарной промышленности, изделия которых находили широкий сбыт на Нижегородской ярмарке. Усилилось значение Нижегородской ярмарки как всероссийской выставки и биржи, устанавливающей цены на предметы народного потребления на целый год.
В общем же и целом главную свою задачу — представление российской промышленности и художественных достижений выставка выполнила. Больше подобных выставок в дореволюционной России не проводилось. По грандиозности она вполне соответствовала прилегавшей к ней Нижегородской ярмарке, и поэтому могла быть названа не только Всероссийской, но и Всемирной выставкой.
Литература
1 . Н. A. Богородицкая. Нижегородская ярмарка.
Исторический очерк. Нижний Новгород, 1991.
2.А. П. Мельников. Очерки бытовой истории нижегородской ярмарки (1817- 1917). Нижний Новгород, 1993.
3. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в H. Новгороде: Очерки истории /Изд-во ННГУ. Нижний Новгород, 1996.
КАК ИЗВЕСТНО,
Бывший Выставочный поселок:
Перекресток улиц Обухова и Анри Барбюса (бывш. 1 Выставочный переулок)
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Застройка улицы Обухова (бывш. 32 – 33 линии)
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Здание бывшей Ходалевской богадельни. Вид со стороны Парка им. 1 Мая
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Бывшая территория выставки - парк им.1 мая
Вход в парк со стороны м.Чкаловская
Вход в парк со стороны ДК им.Ленина
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Одна из аллей парка
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Пруд на территории парка
Другим важным общественно-экономическим событием 1896 года стало проведение IV Всероссийского торгово-промышленного съезда в Нижнем Новгороде. Потребности социально-экономического развития России .заставили, царское правительство проводить протекционистскую политику в отношении отечественной промышленности и торговли.В разработке данных мероприятий большую-роль играли торгово-промышленнные съезды. Они давали правительству представление не только о состоянии отдельных отраслей народного хозяйства России, но также о чаяниях и надеждах торгово-промьппленной буржуазии.
Они специально приурочивались ко времени и месту проведения Всероссийских выставок и были их неотъемлемой частью. Особенностью IV Всероссийского торгово-промышленного съезда было то,что этот съезд был созван не по инициативе торговцев и промышленников, как это было прежде, а по решению Министерства финансов. Таким образом, не только выставочные мероприятия, но и собрания промышленников и фабрикантов подвергались контролю со стороны правительства. Все это знаменовало собой новую политику по отношению к отечественной торговле и промышленности, изменение самого характера этих важных институтов государства.
Съезд начал свою работу 4 августа 189б года. Он отразил самые острые противоречия промышленников и землевладельцев на почве их экономических интересов. Промышленники жаловались, что выгоды,представленные таможенным тарифом 1891 года, значительно уменьшены за последние годы рядом международных соглашений, заключенных в интересах русской сельскохозяйственной промышленности, землевладельцы обвиняли правительство в том, что оно слишком много покровительствует фабрично-заводской промышленности и слишком мало уделяет внимания сельскому хозяйству.
Исключительное большинство участников съезда высказалось за усиление протекционистской политики, и лишь самая незначительная часть выступила с ходатайством о снижении ввозных пошлин на импортную продукцию. В результате правительство продолжает придерживаться протекционистского курса в своей экономической политике, но не меняет в корне таможенного тарифа 1891 года, несмотря на желание российских предпринимателей об улучшении таможенной политики.
(М.В.ХАЛИЗОВ. РОЛЬ XVI ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ И НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКИ 1896 Г.В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ КОНЦА XIX ВЕКА.Вестник Чувашского Государственного Педагогического Университета им.И.Я.Яковлева.Чебоксары,2001 )
Всяко - разно
XVI ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ И ЕЕ РОЛЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ
М.В.Хализов
Чтения,посвященные дням славянской письменности и культуры.Материалы региональной научной конференции Чебоксары,20-21 мая 2000 г.
Памятный знак в честь XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Генплан территории XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки (Всероссийская выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде. Путеводитель. – СПб, б.г.)
Всероссийские выставки — одно из интереснейших явлений XIX в. Выставки имели очень большое значение для российской промышленности. торговли и культуры, так как на них представлялись образцы промышленного производства со всей России (а на выставке 1896 г. — и предметы искусства) ;выставки служили местом встреч для фабрикантов и купцов, на них присутствовали представители отечественной науки и культуры, да и вообще известные люди. В дореформенное время таких выставок было проведено 12 (1829, 1831, 1833, 1835, 1839, 1843. 1845, 1849. 1853, 1857, 1861).
С 1848 г. правительство распорядилось проводить выставки регулярно через чегыре года на пятый — в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве. С отмены крепостного права, в условиях быстрого развития капитализма Всероссийские выставки организуются хоть и реже, но с большим размахом (1865, 1870, 1882, 1896). Таким образом, до 1917 г. в России был накоплен уникальный опыт устройства такого рода выставок. Данный вопрос имеет очень большое значение в современных условиях, когда проведение таких выставок, как Давосская оказывает огромное влияние на современный промышленный, культурный и финансовый мир.
Организация всероссийских выставок в России была одним из способов обеспечения роста отечественной промышленности и торговли. На основании правил об этих выставках, вошедших в устав промышленности, на них принимались изделия всех видов,производимье фабрикантами и ремесленниками. а на выставке в Варшаве допускались и предметы земледельческого труда.Не принимались предметы наук и художеств, а также изображения,имеющие чисто теоретическое значение; неудобоприменимые к промышленности предметы ручного производства,как-то: платья, кухонные и косметические изделия,предметы, представлявшие опасность самовозгорания, и громоздкие. Все представленные экспонаты могли быть куплены, но только после окончания выставки.
Нижний Новгород был четвертым в России городом (после Санкт-Петербурга, Москвы и Варшавы), которому выпала честь представлять всероссийские выставки. Важным отличием выставки в Нижнем Новгороде было то что впервые на нее были допущены предметы искусства, занимавшие порой целые павильоны .Это делало выставку не просто местом показа достижений российской промышленности, как это предполагалось,а демонстрировало достижени культуры России конца ХIХ в. Таким образом, выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде являлась одним из важнейших событий культурной жизни России конца ХIХ в.
Иннициатива проведения выставки исходила от правительства. Для объявления нижегородцам и нижегородскому купечеству "высочайшей воли" императора Александра III 13 августа 1893 г. В Нижний Новгород прибыл министр финансов С. Ю. Витте, назвавший себя «царским почтальоном». После его поездки, в октябре того же года, правительством было утверждено положение о выставке и утверждена для заведования ее устройством Особая комиссия. Председателем ее был назначен С. Ю. Витте, вице-председателем - директор департамента торговли и мануфактур В.И.Ковалевский, генеральным комиссаром - член совета министерства финансов В. И. Тимирязев.
Для непосредственного руководства устройством выставки был создан Нижегородский распорядительный комитет под председательством губернатора Н. М. Баранова, до этого 10 лет занимавшегося вплотную обустройством Нижегородской ярмарки (в дальнейшем постепенно к ней охладевает и единственной его страстью становится подготовка выставки).
В состав Нижегородского распорядительного комитета вошло руководство города - городской голова барон Д. Н. Дельвиг - и ярмарки - председатель Ярмарочного комитета Савва Тимофеевич Морозов, а также известные нижегородские предприниматели - миллионеры Бугров и Башкиров (ХVI Всероссийская…, c.5-6).
К открытию выставки был приурочен пуск через территорию трамвайного сообщения,а также проведено в выставочном комплексе электрическое освещение.
Нижегородская выставка занимала общую площадь 77 кв. десятин или более 80 гектаров, что было больше выставки в Париже I889 года и в 3 раза больше предшествующей Всероссийской выставки 1882 г. в Москве. Таким образом, Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде по праву может считаться одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России.
Выставка была призвана подвести итоги развития экономики страны и дать толчок дальнейшему ее развитию, а также продемонстрировать достижения российской промьшленности с целью получения новых внешних займов и заключения торговых договоров.
Всего на выставке было представлено 19 тематических разделов: Сельское хозяйство, Коннозаводство и коневодство, Домашние животные, Садоводство, Плодоводство и огородничество, Охотничьи, пушные и рыбные промыслы, Лесное хозяйство, Горное дело и металлургия, Мануфактурный, Фабрично-ремесленный, Художественно-промышленный (этот отдел появился на выставке впервые, в отведенном ему павильоне было представлено 208 экспонатов Виленской народной рисовальной школы, Императорского общества поощрения художеств, художественно-промышленной рисовальной школы в Санкт-Петербурге, Строгановского центрального училища технического рисования в Москве; резные изделия, гончарные фарфоровые, металлические с росписью,майолика, чеканка, литье, декоративная живопись, мозаика, ювелирные изделия), Кустарные промыслы, Машинный, Сибирь и торговля России с Китаем и Японией, Средняя Азия и торговля России с Персией, Военный, Военно-морской, Строительное и инженерное дело, Морское и речное судоходство, Художественный (самый крупный павильон площадью 1500 кв.саженей; было представлено около 300 произведений графики, скульптуры и архитектуры, всего в Художественном отделе экспонировались 224 живописные работы масляными красками, 48 графических, 20 скульптурных и 3 архитектурных проекта.
В правом зале вдоль стен располагались архитектура, произведения русских акварелистов, а посередине - общество санкт-петербургских художников; весь центр левого зала занимали передвижники: Репин, Суриков, Маковский, Мясоедов, Шишкин, Левитан),Народное образование, Охранение народного здоровья, благотворительность подача помощи страждушим и спасение на водах(демонстрировались организация, методика кредитования классных и внеклассных занятий, воспитательной работы, физической подготовки в низшем образовании, применение их в среднем и высшем образовании, далее экспонировались высшие технические и промышленные учебные заведения Министерства народного просвещения, а также коммерческие и промышленные училища Министерства финансов), Крайний Север.
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. была последней в ряду всероссийских выставок и самой грандиозной по своему размаху. Выставка продемонстрировала успехи России за последние 14 лет после XV выставки 1882 года в Москве во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, которые были результатом завершающегося промышленного переворота и начавшегося на его основе l 893 года небывалого промышленного подъема.
Все экспонаты выставки подвергались экспертизе, кроме Художественного отдела и предметов, представленных Кабинетом Его Императорского Величества и подотделом Императорского общества спасания на водах С этой целью по каждому отделу и подотделу были организованы экспертные комиссии, состоящие из ученых, инженеров и просто практиков.
Ярмарка 1896 года сразу после своего открытия приняла внешний вид оживления ввиду значительного количества выставочных посетителей, которые считали своим долгом заглянуть и на знаменитую Ярмарку. Правда, большинство из них считало нужным отдать должное в основном развлекательной стороне ярмарочной жизни, хотя увеселений с пресловутыми женскими хорами было значительное количество и на самой выставке, точнее, за ее оградой, в квартале гостиниц, ресторанов, кафе и прочего.
Благодаря этим же случайным посетителям на ярмарке началась даже розничная торговля, но деловая часть ярмарки, как обычно, проходила в последних числах июля - начале августа. Как продолжение цепи послаблений был и срок открытия гостиниц и ресторанов - с 18 мая ( 1 июня). Вообще, по сообщению А. П. Мельникова, "в выставочный год ярмарка была веселая, кутежная, кутили и в выставочных гостиницах… и в ярмарочных ресторанах ", для рестораторов был "хороший год" (А.П. Мельников, 1993. с. 215 - 216). Наряду с обычными посетителями на выставке находилось множество знаменитостей.
Кроме царской фамилии присутствовали почти все министры, послы иностранных держав, вице-король Китая, дипломатический корпус, двор, три генерал-губернатора и множество знати.
Тем не менее в работе выставки были свои отрицательные стороны. Несмотря на великолепную организацию, на все усилия по подготовке выставки, на затраченный на нее труд и средства, выставка, по выражению А. П. Мельникова, оставила после себя оттенок неудовлетворенности. По его мнению, она пустовала и ею мало интересовались (видимо, имелось в виду, что подобным проектом могли интересоваться гораздо больше).
Некоторые усматривали в этом полуосознанный бойкот правительственного начинания, заставившего население России оглядываться на достижения прошлых лет, тогда как общество жаждало обновления. Только в самом начале на выставке было довольно большое количество посетителей. Всего выставку посетило около 900 тыс. человек. Подобный наплыв посетителей объясняется также поощрением к посещению выставки учащихися различных учреждений. При этом давалось право бесплатного входа на выставку, проезда по железной дороге, проживания при учебных заведениях Нижнего Новгорода.
Таким образом, в культурной жизни Нижнего Новгорода лето 1896 года было уникальным временем. Прошедшая выставка была событием ие только городского, но и всероссийского масштаба, демонстрирующим срез русской культуры во всех ее проявлениях. Без сомнения, проведение в Нижнем Новгороде XVl Всероссийской промышленной и художественной выставки способствовало укреплению статуса города не только как "кармана России", но и как важного культурного российского центра.
Кроме того, выставка 1896 г., став смотром достижений Нижегородского края в области экономики и культуры, дала значительный импульс к дальнейшему их развитию. Это прежде всего выразилось в росте нижегородской фабрично-заводской и особенно кустарной промышленности, изделия которых находили широкий сбыт на Нижегородской ярмарке. Усилилось значение Нижегородской ярмарки как всероссийской выставки и биржи, устанавливающей цены на предметы народного потребления на целый год.
В общем же и целом главную свою задачу — представление российской промышленности и художественных достижений выставка выполнила. Больше подобных выставок в дореволюционной России не проводилось. По грандиозности она вполне соответствовала прилегавшей к ней Нижегородской ярмарке, и поэтому могла быть названа не только Всероссийской, но и Всемирной выставкой.
Литература
1 . Н. A. Богородицкая. Нижегородская ярмарка.
Исторический очерк. Нижний Новгород, 1991.
2.А. П. Мельников. Очерки бытовой истории нижегородской ярмарки (1817- 1917). Нижний Новгород, 1993.
3. XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г. в H. Новгороде: Очерки истории /Изд-во ННГУ. Нижний Новгород, 1996.
КАК ИЗВЕСТНО,
ВЫСТАВКА ПРОХОДИЛА НА ТЕРРИТОРИИ
НЫНЕШНЕГО ПАРКА ИМ.1 МАЯ.
Бывший Выставочный поселок:Перекресток улиц Обухова и Анри Барбюса (бывш. 1 Выставочный переулок)
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Застройка улицы Обухова (бывш. 32 – 33 линии)
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Здание бывшей Ходалевской богадельни. Вид со стороны Парка им. 1 Мая
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Бывшая территория выставки - парк им.1 мая
Вход в парк со стороны м.Чкаловская
Вход в парк со стороны ДК им.Ленина
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Одна из аллей парка
Фото А.И. Давыдова. Апрель 2009 г.
Пруд на территории парка
Другим важным общественно-экономическим событием 1896 года стало проведение IV Всероссийского торгово-промышленного съезда в Нижнем Новгороде. Потребности социально-экономического развития России .заставили, царское правительство проводить протекционистскую политику в отношении отечественной промышленности и торговли.В разработке данных мероприятий большую-роль играли торгово-промышленнные съезды. Они давали правительству представление не только о состоянии отдельных отраслей народного хозяйства России, но также о чаяниях и надеждах торгово-промьппленной буржуазии.
Они специально приурочивались ко времени и месту проведения Всероссийских выставок и были их неотъемлемой частью. Особенностью IV Всероссийского торгово-промышленного съезда было то,что этот съезд был созван не по инициативе торговцев и промышленников, как это было прежде, а по решению Министерства финансов. Таким образом, не только выставочные мероприятия, но и собрания промышленников и фабрикантов подвергались контролю со стороны правительства. Все это знаменовало собой новую политику по отношению к отечественной торговле и промышленности, изменение самого характера этих важных институтов государства.
Съезд начал свою работу 4 августа 189б года. Он отразил самые острые противоречия промышленников и землевладельцев на почве их экономических интересов. Промышленники жаловались, что выгоды,представленные таможенным тарифом 1891 года, значительно уменьшены за последние годы рядом международных соглашений, заключенных в интересах русской сельскохозяйственной промышленности, землевладельцы обвиняли правительство в том, что оно слишком много покровительствует фабрично-заводской промышленности и слишком мало уделяет внимания сельскому хозяйству.
Исключительное большинство участников съезда высказалось за усиление протекционистской политики, и лишь самая незначительная часть выступила с ходатайством о снижении ввозных пошлин на импортную продукцию. В результате правительство продолжает придерживаться протекционистского курса в своей экономической политике, но не меняет в корне таможенного тарифа 1891 года, несмотря на желание российских предпринимателей об улучшении таможенной политики.
(М.В.ХАЛИЗОВ. РОЛЬ XVI ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ И НИЖЕГОРОДСКОЙ ЯРМАРКИ 1896 Г.В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ КОНЦА XIX ВЕКА.Вестник Чувашского Государственного Педагогического Университета им.И.Я.Яковлева.Чебоксары,2001 )
Всяко - разно
→ Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. (продолжение)
Оставить комментарий
Группа
Обзор о том что происходит в Нижнем и вокруг. Интересные события, новости, что пишут о Нижнем Новгороде и о чем говорят нижегородцы.
"Нью-ннов-ру"
Обзор о том что происходит в Нижнем и вокруг. Интересные события, новости, что пишут о Нижнем Новгороде и о чем говорят нижегородцы.