"Нью-ннов-ру"

«Сталинская Конституция». Кама. Волга.

jasper-foter30.06.2010 в 02:56
Пишет yshorning

«Сталинская Конституция». Кама. Волга.

Устроились мы с дедом в наших каютах по правому борту, у нас с бабушкой была 2-я или 3-я от носового салона, и отправились на встречу с дебаркадером «Краснокамск».



Когда я оставался вместе с дедом, то донимал его всевозможными расспросами. По технической тематике он был большой дока и рассказывал мне обо всех известных паровозах и пароходах. Пароходы Камы имели трубы с красной полосой, а волжские – с синей полосой, и было видно, чей идет пароход и понятно куда. Потом уже в 60-х годах пароходства объединились в ВОРП, т.е. в волжское объединенное речное пароходство со своей столицей в городе Горьком, где «ранние зорьки», теперь с восстановленным названием Нижний Новгород. Сейчас на специальном сайте можно всю информацию по речным судам, бороздившим речные волны, а также их фотографии и судьбу, какой пароход сгорел, какой утонул и т.д. Раньше в 50-х годах по рекам ходили отечественные пароходы, построенные в Сормово, потом стали появляться венгерские, чешские, немецкие суда. Теплоход «Сталинская Конституция» построен в ряду с такими известными судами как «Иосиф Сталин», «Военмор Ворошилов», переименованный в «Маршал Ворошилов», а также другими. Изображение «моего» теплохода я не нашел, его уже давно нет в живых, но «Маршала Ворошилова» я представляю на обозрение. Следует отметить, что на открытии Волго-Донского канала с Волги и со стороны 1-го шлюза шел «Иосиф Сталин», а со стороны Дона и 13 шлюза двигался теплоход «Сталинская Конституция».



Непонятно только – это, каким же образом он пробрался в Цимлянское море или сначала до открытия канала прошел по нему, а потом канал же и открывал? Или же была другая «Сталинская Конституция»? Или журналисты из «Новой газеты» перепутали название теплохода? Скорее всего открытие канала было официальным мероприятием, сначала прошло пробное прохождение судов, после чего и «Сталинской Конституции» пришлось пройти все 13 шлюзов, чтобы затем официально открыть канал со стороны Дона.

Технические характеристики теплоходов типа «Маршала Ворошилова» были не столь впечатляющими для современных судов, но для 30-х годов были вполне приемлемыми:

Длина, м 80
Ширина, м 16
Осадка, м 1,8
Водоизмещение, т 1120
Грузоподъемность, т 600
Главные двигатели дизели
Мощность, л. с. 800
Скорость, км/ч 19,5
Число мест для пассажиров 268
Число мест для команды 59

Историческая справка

СТАЛИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ

(
до 24 апреля 1938 - Николай Пахомов, с 31 октября 1958 - Советская конституция)
Длина - 61,8
Ширина - 17/8
Осадка - 1,2 м
Водоизмещение - 435 т
Силовая установка - 400-570 л.с.
Скорость хода - максимальная - 9 узлов ; экономическая - 5 узлов
Вооружение - 2-85-мм ор. и 1- 12,7-мм пул.
Экипаж - 52 человека

Бывший речной колесный буксирный пароход, построен в 1933-1934 на заводе «Красный металлист» в Зеленодольске, вступил в строй 12 августа 1934. Находился в подчинении сначала Наркомвода и с 9 апреля 1939 - НКРФ. 1 октября 1942 мобилизован, принят от НКРФ и поставлен на переоборудование в РКЛ. 7 октября 1942 РКЛ, подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ВВФ. Участвовала в Великой Отечественной войне (несение ПВО, обеспечение воинских и народнохозяйственных перевозок по Волге в апреле-ноябре 1943). В некоторых документах значится под наименованием Канонерская лодка № 11. С 11 марта 1943 находилась в оперативном подчинении пароходства «Волготанкер» НКРФ, а 25 ноября 1943 разоружена и исключена из списков судов ВМФ в связи с возвратом пароходству «Волготанкер» для использования в качестве буксира. 22 марта 1947 за особые заслуги экипажа в годы войны буксир отмечен мемориальной доской МРФ. 10 апреля 1945 намечался к переименованию в Саранск, но был оставлен под прежним наименованием. 23 марта 1946 поступил в подчинение МРФ СССР, 15 марта 1953 - ММРФ, 25 августа 1954 - вновь МРФ СССР и 6 июня 1956 - МРФ РСФСР. 13 сентября 1961 выведен из эксплуатации и исключен из списков судов МРФ в связи с передачей «Главвторчермету» для демонтажа и разделки на металл.


Кама от Перми (раньше Молотова) до Краснокамска делает две петли и город мой находится в центре второй петли, а расстояние между ними порядка 40 км. Как Пермь, так и Краснокасмск расположены были на высоких берегах, что я и запомнил. Уже после отъезда нашего стали делать берегоукрепительные работы, а потом после строительства Воткинской ГЭС, вода достаточно поднялась, затопила многое. Но, этого я воочию, никогда не видел и знаю новую набережную Краснокамска только виртуально по фотографиям и картам Google. В моем сознании надо с косогора по съезду пройти или проехать вниз и только тогда справа зайти на пришвартованный дебаркадер.

А слева находится территория КЦБК и совсем близко засолочный цех капусты, а может быть еще чего-то, я там бывал вместе с бабушкой, которая покупала свежую капусту для домашней засолки, и затем на лошадке с телегой перевозили ее домой. Капусту засаливали в большой бочке, устанавливали ее в сарай, затем зимой выковыривали ее мерзлую и варили шти. Бочку эту я помню очень хорошо, когда меня мать наказывала зимой, то одевала в пальто, и стоял я около этой бочки весь в соплях и слезах и думал о своей жизни, ковыряя палочкой или большим гвоздиком эту мерзлую капусту. Теперь камская вода плещется почти на старом косогоре и просматривается новая набережная и даже стандартную беседку построили как для путевых набережных больших городов.

Но, вот подошли мы часа через два к пристани Краснокамска, пройдя бывший мамкин нефтеперабатывающий заводик, завод металлосеток, лесотаски товарной биржи и спуск щелочно-сульфатных стоков бумажного комбината. С 30-х годов КЦБК спускал щелока в Каму и шли они, гонимые плохой технологией, белой пеной в ширину метров пять, травя все рыбью живность, губя уральскую экологию. Поэтому рыбы как таковой в Каме, рядом с Краснокамском практически не было, была она в малых речках и в озерах. Хотя раньше и до революции рыба-осетр и ему подобные гуляли в речных просторах не только Волги, но и Камы.

А на берегу и на дебаркадере стояла толпа народу, которая нас должна была провожать. Пришли все друзья бабушки и деда. Всех не помню. Были соседи по техническому поселку: Рыжовы, не помню была Машка или нет, Фомины с Ниной Гречиной, моей подружкой, Валя Левит, Кузнецовы, Кармановы, но Андрюшки не было, коллеги деда по комбинату, конечно Чунтонова, Воеводкины и т.д., мои школьные друзья, Игорь Миронов, Нина Гречина (Фомина ). Игорь мне подарил кусочек гранита для вечной дружбы. Больше я его никогда не видел, спрашивал о нем по «одноклассникам» у Н.Ивановой, она тоже не знает, куда он делся. Погрузили на борт наши все манатки, особенно, пальмы, мои деды распрощались со своими друзьями, теплоход отшвартовался и мы поплыли в новую жизнь с крейсерской скоростью нашей «Сталинской конституции» 19,5 км/ч плюс скорость воды в Каме.

С той поры я там никогда не бывал, несмотря на то, что объездил все НПЗ с заводами БВК от Надворной на западе до Ангарска на востоке и от Киришей на севере до Красноводска на юге. Начался новый отсчет моего времени.

Через час после отхода от пристани прошли мы Усть-Качку, знаменитый уральский санаторий с сероводородной водой, пионерский лагерь, в котором я бывал неоднократно. Примечательно, что до лагеря нас, детей, возили в закрытой барже, которую тянул маленький катер-буксир, и добирались мы довольно долго.

Пионерские вожатые и воспитатели не давали нам взглянуть на проплывающую природу, можно было одним только глазком заглянуть в люк и что-то увидеть. Хорошо, что люки были не задраены, а то бы эта была бы чисто конкретная «лагерная» поездка. Но, дисциплина в самом лагере была не очень требовательная, хотя утром и вечером стандартная линейка с перечнем всех обязательных мероприятий на день. Частенько мы уходили в лес, бродили по болотам, ели чернику с голубикой, находили лесную землянику, лазали по деревьям, залезали на черемуху и еле ее так, что потом сводило скулы, бегали по маленькой речке Качке. Только на берег Камы нам категорически запрещалось выходить. Купание в Каме проходило под бдительными очами нескольких пионервожатых и воспитателей и не больше десяти минут.

Маленький народ возмущался, но директорат стойко держал позицию и никаких поблажек нам не давал. Детские шалости и баловство в 50-годах было такое же, что, наверно, и сейчас. Набор всех стандартных мероприятий существует во всех детских головах независимо от времени. Та же зубная паста, но ее было мало, чистили зубы преимущественно зубным порошком, но если ее находили, по случаю, то начиналось буйство по вечерам. Белые простыни, в которых заворачивались и пугали друг друга, мальчики девочек, девочки мальчиков.

Страшные рассказы о «черной руке» и прочих «черных людях», о червях длиной в метр, которые залезают в тело и о прочих ужасах и страхах. Мыли нас, когда я был в младших отрядах в черной бане с маленькими окошками, внутри были нагретые баки и тазы, и воздух, смешанный с паром и дымом. Мальчики подглядывали за девочками, девочки – за мальчиками. Только ничего не было видно через мутные оконца и достаточный смрад внутри этой бани. Сам лагерь состоял из нескольких деревянных корпусов, в каждом из которых жил какой-нибудь отряд: палата мальчиков и палата девочек.

Последний раз я в лагере был в 1956 году и Андрюшка Карманов взял меня в свой старший отряд. В нем были пацаны старше меня на два года и жили мы в палатках, я этим очень гордился. В нашем отряде была вожатая, которая меня заставляла говорить скороговорки, так как они вылечивают от заикания, но я к этим ее потугам относился очень неодобрительно. Также приезжали родители на рейсовом кораблике и кормили детей домашней едой. Всегда в воскресенье их ждали, а если кто-то не приезжал, то передавали с собой, но это было как-то обидно: к ним приехали, а к тебе - нет! В конце смены устраивали огромный костер 3-4 метра высотой, для которого целый день собирали еловые лапы и прочие ветки. Горел он классно высоким пламенем, а дров и прочего сухостоя в лесу было видимо- невидимо.



это я на берегу речки Качка, год 1954-55. Вдали наш пионерский лагерь, прямо корпус, в котором мы жили, а за ним Кама.

Через полчаса после Усть-Качки прошли Ильинское, там был какой-то крупный лесозавод. Так вот, нас водили из пионерского лагеря в пеший поход на 2 дня по берегу Камы в это Ильинское. С собой нам дали тушенку, сгущенку, крупы разные, картошку. Мы несли это все в рюкзаках и мешках, устраивали привалы, творили шалашы из лапника, делали костры и варили на них суп, кашу со сгущенкой. Поднимались на гору, там стоял памятник еще борцам за революцию. Помню, забрались на одну из полян, так она была красная от такого большого количества земляники, которое я никогда в жизни не видел. Это ведь при том, землянику то вообще плохо видно, надо приподнимать листочки, чтобы земляничную маленькую ягодку увидеть!

Теплоход наш был грузопассажирский и ходил по маршруту Молотов-Астрахань-Молотов. Останавливался он не только в больших городах Куйбышев, Саратов, Ульяновск, но и на всех маленьких пристанях согласно расписанию. Добирались мы до Сталинграда около недели. Примечательно было для меня, что матросы или грузчики очень споро «на козах», лежащих на плечах, затаскивали и вытаскивали всевозможные грузы в багажные трюмы теплохода. Ящики лежали даже на носу и нижней палубе. Было очень много людей, которые сидели на носу, а не в каютах.

На верхнюю палубу им запрещалось заходить. Место пребывания пассажира должно соответствовать купленным билетам, т.е. классу перевозки. Раньше считалось, что водный транспорт самый дешевый, поэтому между различными деревнями и населенными пунктами, расположенными на реке, можно было добраться вот таким образом и очень доступно для малоимущего населения, которое в ту пору было практически повсеместным. Одевался народ тоже крайне бедно, носили чуни какие-то, лапти, застиранную национальную одежду, в первую очередь это относилось к чувашам, татарам и т.д. Что говорить о бедности в ту пору? Мать рассказывала, что, выезжая с завода по шефским делам, во многих деревнях нашего Краснокамского района не было электричества, лучины были, а некоторые избы топились по-черному!

В ту пору Волга в районе Куйбышева уже была перекрыта и Волжская ГЭС работала в полном режиме. Поэтому Камское море уже набралось и таким теплоходам, как наш, было трудновато ходить при штормовой погоде, сейчас ширина в районе Камского устья больше 50 км, наверно и тогда было около этого. Качало, но теплоход прошел этот трудный участок. А после Ульяновска и перед Куйбышевым я впервые увидел шлюзы ГЭС. Потом, в Сталинграде я практически каждый день видел эти сооружения нашего Волго-Донского канала.

Речных всяческих судов на Каме и на Волге было много. Шастали буксиры, которые вели баржи с песком и другими строительными грузами, очень часто тащили огромные плоты, нередко связанные в цепочку. На плотах устраивались домики-шалаши, в которых ночевали плотогоны, рядом горел костерок, необходимый для приготовления еды. Меня всегда удивляло, как это так – на дереве устраивать кострище? Много проходило старинных двухпалубных пароходов еще времени бывшего общества «Самолет», а также больших пароходов со второй верхней сидячей палубой, на которой была тьма народу. Сейчас по Волге ходит гораздо меньшее количество судов, а в позапрошлом году на рейде Самары я видел штук 20 сразу различных плавающих средств, что меня и удивило. Сейчас, в основном, идут танкера, сухогрузов меньше, а еще меньше туристических судов, а пассажирских линий в понимании прошлых лет уже нет и в помине.

http://yshorning.livejournal.com/1409.html


Комментарии:

К сожалению, Вами дана историческая справка на совершенно другое судно. В моих записках указан теплоход Сталинская конституция и отнюдь не колесный буксир. Теплоход Сталинская конституция ходил по пассажирскому маршруту Молотов- Астрахань- Молотов, по которому мне пришлось проехать два раза в жизни, первый раз в 1950 году, а затем по усеченному до Сталинграда в 1957 году. В интернете на соответствующих сайтах почему-то отсутствует время и место его кончины, т.е. разборки и утилизации. По неподтвержденным данным он горел в 1952 году, когда открывал Волгодонской канал со стороны Дона, в 13-ом шлюзе у киношников, снимающих открытие канала будто бы произошло возгорание пленки. Данные эти, по рассказам некоторых моих приятелей, приводятся в книжке первостроителей канала. Когда найду что-то, то могу поделиться.
Да, что-то тут не так - действительно не то судно!

26.04.2016 в 17:21
mirandrey77@mail.ru @ jasper-foter Ответить
Здравствуйте ! Ищу информацию по колесному буксиру "Сталинская Конституция", позже переделанному в пассажирский. На нем ходил мой прадед, в довоенные годы,по реке Свирь ( в Ленинградской области).

Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).


Группа

"Нью-ннов-ру"


Обзор о том что происходит в Нижнем и вокруг. Интересные события, новости, что пишут о Нижнем Новгороде и о чем говорят нижегородцы.